Обращаем внимание, что с 24 августа изменятся наши контакты для связи: тел. 8-495-269-62-22, адрес ул.Минская, 2Ж

Как 3D-сканер повышает шансы на победу в автогонках

creaform-le-mans
Илья Крупенников
creaform-le-mans

Что такое «24 часа Ле-Мана» | Цель? Применение инноваций в автоспорте | Система 3D-измерений для автогонок | Передовое решение для технической инспекции

Автомобильные гонки спорт, который постоянно развивается. За одно только последнее десятилетие в этом виде спорта были разработаны передовые технологии, которые дали толчок инновациям во многих отраслях. В 1906 году был основан Западный автомобильный клуб (Automobile Club de l'Ouest, ACO), организовавший первые в истории международные соревнования. Клуб является не только крупнейшей автогоночной организацией во Франции, но и поддерживает одну из самых известных гонок на выносливость в автомобильном спорте – «24 часа Ле-Мана», которая проводится ежегодно с 1923 года (за исключением лет, когда шла Вторая Мировая Война).

Что такое «24 часа Ле-Мана»

«24 часа Ле-Мана» – это старейшая из существующих гонок на выносливость и одно из самых престижных, если не самое престижное событие в автоспорте. Цель гонки, которая проводится в июне каждого года на специальной гоночной трассе, – круглосуточный пробег, требующий поддержания баланса скорости и приход к финишу без каких-либо механических поломок. Одновременно соревнуются 60 участников, по результатам определяется как общий победитель, так и по одному в каждом из четырех классов. Приоритетом в гонке является не сколько быстрота, сколько надежность автомобиля. Чтобы успешно финишировать и, в особенности, выиграть, автомобили должны сочетать в себе максимальную аэродинамику, стабильность на высокой скорости, надежные детали и иметь высококлассного водителя.

3D сканер Creaform MetraSCAN 3D
Благодаря 3D-сканеру MetraSCAN 3D техническая инспекция одного автомобиля занимает 10 минут

Цель? Применение инноваций в автоспорте

Так как в автомобильных гонках конкуренция очень велика, миссия ACO состоит в том, чтобы гарантировать, что все автомобили соответствуют требованиям, и чтобы каждый участник мог соревноваться честно. ACO всегда начинает гонку с технической инспекции, т.е. с проверки соответствия соревнующихся транспортных средств техническим требованиям. В день оценивается от 30 до 35 автомобилей, на каждый тратится приблизительно по 10 минут. Традиционно этот процесс заключался в проведении инспекции с помощью одноточечных лазеров. Все делалось вручную, и измерения могли варьироваться в зависимости от оператора.


Эксперты iQB Technologies рекомендуют статью: 3D-сканеры в автомобилестроении: 4 преимущества и 4 успешных проекта


Все конкуренты совершенствуют свои технологические процессы и используют все больше и больше инноваций, поэтому ACO хотел повысить уровень контроля качества. Цель состояла в том, чтобы изменить методику и внедрить новую измерительную платформу для получения модернизированной системы технического контроля, основанной на передовых технологиях. ACO хотел проявить дальновидность и опередить прогрессивные технологии конкурентов. Команда Клуба оценила различные решения и технологии для реализации проекта. «Наша задача – убедиться в том, что автомобили будут соответствовать всем нормам, что соревнование проходит честно, что мы можем выполнять контроль машин с помощью самой точной системы, – подтвердил Гийом Буттье, технический представитель ACO. – Из всех предложенных нам решений самым конкурентоспособным, без всяких сомнений, была система Creaform».

Технологии Creaform предоставляют более широкие возможности в плане контроля (в том числе контроля качества) и детальности измерений. Команда смогла не только провести оценку всех автомобилей за отведенное время, но и обеспечить лучшую точность с помощью простого в использовании портативного устройства – для ACO это ключевые моменты при принятии решения.

Оптический трекер C-Track
Металлическая конструкция с оптическим трекером C-Track

Система 3D-измерений для автогонок

3D-решение, предложенное Creaform, включает 3D-сканер MetraSCAN 750™, специальный плагин для технической инспекции, интегрированный в программное обеспечение PolyWorks, и специально разработанную платформу. Так как скорость была одним из важнейших требований, MetraSCAN 3D™ стал идеальным устройством за счет использования 7 лазерных крестов. Этот мощный 3D-сканер обеспечивает высокую производительность (около 480 тысяч точных измерений в секунду) и большую область сканирования, что в итоге дает непревзойденную скорость. Таким образом, команда проекта достигла своей цели – 10 минут на каждую машину.

Из всех предложенных нам решений самым конкурентоспособным, без всяких сомнений, была система Creaform
 
Гийом Буттье, технический представитель ACO (Automobile Club de l’Ouest)

В сочетании с оптическим трекером C-Track ™, который выполняет динамическую привязку, автоматическое выравнивание и непрерывный мониторинг параметров деталей, это решение дает команде ACO возможность работать на всей трассе и даже на объектах компании, поскольку система нечувствительна к нестабильным условиям и позволяет получить точные измерения в производственных помещениях, где наблюдаются вибрации и имеются движущиеся детали.

Так как все гоночные машины имеют разные формы и сделаны из разных материалов, MetraSCAN 3D предоставляет команде универсальные возможности для сканирования автомобилей с любой поверхностью – черной, многоцветной или блестящей.

Отчет по результатам технической инспекции
Отчет по результатам технической инспекции

Передовое решение для технической инспекции

В сотрудничестве с подразделениями технологической интеграции и проектирования Creaform ACO создал специализированную платформу и прикладное программное обеспечение для успешного достижения целей своего проекта. Платформа предназначена для обеспечения полуавтоматической проверки автомобилей за минимально возможное время.

В законченном виде это решение предполагает измерение веса, клиренса и габаритов автомобиля. Платформа включает в себя весы для автоматического взвешивания автомобилей и четыре лазера от Ametek Solartron Metrology для измерения опорной поверхности. Она также комбинируется с металлической конструкцией для удобного перемещения C-Track с помощью рукоятки.


Эксперты iQB Technologies рекомендуют статью: Как ускорить реверс-инжиниринг и контроль качества в автоиндустрии


Оператор помещает позиционные метки на транспортное средство, что обеспечивает динамический трекинг автомобиля. Программное обеспечение помогает операторам в процессе ручной установки C-Track в правильное положение для 3D-сканирования секции автомобиля. Для выполнения сканирования C-Track должен быть установлен в семь различных позиций. Каждый раз, когда необходимо оцифровать определенную область, приложение сообщает оператору, где должна находиться система C-Track. Позиционные метки определяются автоматически, а конкретные участки проверяются оператором. «Мы можем проверить все детали автомобиля и, что самое главное, сравнить их с CAD-файлом – это для нас действительно ново. Но у нас также есть возможность отсканировать всю машину. Наша конечная цель – убедиться, что поверхности соответствуют формам и правилам сертификации», – говорит Гийом Буттье. В конце процедуры данные каждого элемента автоматически извлекаются, и формируется полноценный автоматический отчет, который можно сразу распечатать для быстрой обратной связи между участниками соревнования.

Схема 3D-сканирования автомобиля
Схема 3D-сканирования:
1. Заднее левое колесо
2. Заднее правое колесо
3. Задний спойлер
4. Задний бампер
5. Задний диффузор
6. Крыша
7. Переднее левое колесо
8. Передний бампер
9. Передний диффузор
10. Переднее правое колесо

Кастомизированное 3D-решение Creaform, созданное для ACO, также может быть без труда отправлено в любую точку мира, для проведения инспекции во всех гонках Чемпионата мира по автогонкам на выносливость.

Creaform помогла экипировать команду ACO необходимыми инструментами для надежного осмотра автомобилей участников гонки. Теперь заказчики спокойны и уверены в том, что все автомобили соответствуют требованиям и каждое соревнование проводится честно. Благодаря Creaform ACO участвует в гонках!


Материал предоставлен компанией Creaform 


3D-технологии в автомобилестроении

«Металлообработка 2019»: новейшие 3D-решения для российской промышленности
Rolls Royce выбирает 3D-печать металлом для авиакосмического производства

Об авторе

Илья Крупенников
Илья Крупенников

Продакт-менеджер и руководитель проектов по 3D-сканированию, член-корреспондент МОО «Академия проблем качества» при Росстандарте, кандидат технических наук. Илья стремится предлагать самые прогрессивные решения для российских предприятий и всей душой за их развитие в области 3D-технологий. Занимался разработкой российских 3D-сканеров, руководя группой инженеров, после чего защитил диссертацию по 3D-алгоритмам. А еще Илья увлекается историей и теософией, любит футбол, является преданным фанатом «Формулы-1», участвует в соревнованиях по картингу. Его девиз: «Из важных деталей складывается целое».

Читайте также
Радиаторная решетка за 3 дня? Посмотрите, как это делает ProtoFab SLA1600
Радиаторная решетка за 3 дня? Посмотрите, как это делает ProtoFab SLA1600
Забудьте о сборке: как оптимизировать деталь с помощью SLM-технологии
Забудьте о сборке: как оптимизировать деталь с помощью SLM-технологии
3D-печать прототипа горнолыжного шлема: от идеи до готового изделия
3D-печать прототипа горнолыжного шлема: от идеи до готового изделия

Оставьте комментарий