site logo 3D–решения
для промышленности и бизнеса
Блог 3D–экспертов
+7 (495) 223-02-06 info@iqb.ru

Мы в социальных сетях:

Цифровая архивация произведений искусства: 6 невероятных возможностей

detail_img

4 приоритетных цели реставрации | Сохранение шедевров в 3D | | Бесконтактная технология и простой процесс 3D-сканирования | 3D-сканер Go!SCAN в руках специалистов

Построенное в XVII веке, поместье Во-ле-Виконт – детище трех ведущих художников того времени: садовника-декоратора Андре Ленотра, архитектора Луи Лево и художника-декоратора Шарля Лебрена. Гениальность трех творцов позволила достичь самой изысканной гармонии между архитектурой и ландшафтом, что стало новаторским достижением, не превзойденным в течение всего XVII века. И хотя эти творения теперь являются объектом французского наследия, художники никогда бы не могли представить себе, что их произведения однажды, даже столетия спустя, будут воспроизведены с помощью 3D-сканера!

Этот памятник классической французской архитектуры производит сильное впечатление изящной монументальностью дворца и прилегающих территорий. В зеркалах прудов отражаются обширные сады, украшенные многочисленными скульптурами. Во-ле-Виконт стало образцом для подражания в Европе и послужило вдохновением даже для Версальского дворца, который служил резиденцией королей Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI.

Поместье Во-ле-Виконт
Поместье Во-ле-Виконт – шедевр классической французской архитектуры и искусства

Статуи поместья по-прежнему бесподобны, хотя им насчитывается от 110 до 360 лет. К сожалению, они постоянно подвергаются воздействию неблагоприятных погодных условий и растительности. На состояние статуй влияют лишайники, мхи, идут процессы разъедания и разрушения, которые угрожают сохранности 61 статуи поместья. Ухудшение их состояния побудило главного архитектора исторических памятников (CAHM), Регионального управления по делам культуры (RDCA) и семьи де Воге, которая владеет и управляет имением, начать кампанию по сохранению наследия, финансируемую частными лицами и компаниями. Важнейшую роль в реализации этого проекта сыграло 3D-сканирование.

Результат 3D сканирования статуи
Статуя «Тигры» работы Жоржа Гарде (XIX век) и результат 3D-сканирования

Проект реставрации статуй поместья Во-ле-Виконт появился десять лет назад, когда возникла необходимость восстановить три значительно поврежденные статуи XVII века. Они были созданы Мишелем Ангье, одним из любимых скульпторов Николя Фуке, первого владельца поместья. Так как решение этой задачи требовало больших средств, была запущена кампания по финансированию реставрационных работ. По словам Александра де Воге, владельца и управляющего этого уникального французского поместья, «успех этой инициативы, энтузиазм спонсоров и радость от возможности восстановить эти раритеты побудили нас продолжить, и мы включили в работу все статуи – всего 61 произведение искусства». 

4 приоритетных цели реставрации

Сегодня к сотрудничеству с совладельцами поместья подключаются и отдельные лица, и компании, желающие внести свой вклад в сохранение шедевров. Программа реставрации оценивается в 13 миллионов евро, рассчитана на десять лет и базируется на четырех приоритетных целях:

  1. сохранить сад (посадка деревьев для восстановления основного природного пространства);
  2. восстановить дворец (а именно три сквозные аркады севернее и южнее дворца, чтобы посетители могли видеть очертания сада от самых входных ворот, несмотря на массивность здания);
  3. восстановить или приобрести произведения искусства (24 статуи, имеющиеся в саду);
  4. повысить посещаемость и поддерживать культурные инициативы (содействовать доступу в поместье людей с ограниченной мобильностью).

Сохранение шедевров в 3D

3D-оцифровка произведения искусства
Работа по 3D-оцифровке статуи «Милосердие» работы Мишеля Ангье (XVII век)

Хотя реставрация выполняется, прежде всего, путем очистки произведений искусства, было настоятельно предложено найти способ, который позволил бы сохранить 61 статую поместья, не повредив их и сохранив для потомков. Отдел моделирования компании Gexpertise, который специализируется по техническому изучению зданий и созданию 3D-моделей, помог выполнить работы по сохранению поместья благодаря 3D-сканированию: с помощью ручного 3D-сканера был создан цифровой архив исторического наследия.

«Помимо очистки 61 статуи по программе реставрации, CAHM также рекомендовала создать архивы произведений искусства для проведения тендеров», – говорит Бенуа Дерио, менеджер проекта в Gexpertise. Действительно, постепенная или случайная утрата хрупких частей этих скульптур – важная причина, чтобы сохранить, насколько это возможно, память об их первоначальной форме и иметь возможность воспроизвести копию в будущем. Эту задачу решает современная и недорогая технология – оцифровка в 3D. Она заменяет гипсовое формование, что устраняет необходимость в физическом хранении и дает возможность получать вторичные экземпляры для воспроизведения изображения.

Возможности цифровой архивации

Цифровая архивация позволяет:

  • создавать базы 3D-данных;
  • производить измерение и анализ объектов;
  • выполнять количественную оценку реставрационных работ;
  • формировать архив художественного наследия;
  • создавать 3D-репродукции;
  • создавать виртуальный музей с реконструкциями в случае повреждения.
3D сканер в оцифровке произведения искусства
Оцифровка статуй осуществляется с помощью ручного 3D-сканера Creaform Go!SCAN 3D

Бесконтактная технология и простой процесс 3D-сканирования

Под руководством команды куратора и реставратора предметов искусства Сержа Жиордани, которая занимается восстановлением произведений из камня и мрамора, руководитель проекта Бенуа Дерио и исследователь Флориан Люйе, находились в поместье с марта по май 2016 года для выполнения исключительной миссии – 3D-оцифровки 30 статуй по плану первого этапа проекта. Затем, благодаря новому благотворительному взносу, второй этап и перевод оставшейся 31 статуи в цифровой формат были произведены с июля 2016 года по январь 2017 года.

«Портативный 3D-сканер Go!SCAN 3D использует бесконтактную технологию, которая позволяет выполнять работу комплексно и создавать полигональную сетку в ПО в реальном времени. Благодаря сканеру мы полностью оцифровали все статуи, а затем обработали исходные данные, полученные с помощью сканера», – говорит Флориан.

Постобработка сгенерированного файла выполняется специализированным программным обеспечением, чтобы изменить полученное исходное моделирование. «Для 3D-печати сетка статуи должна быть «чистой» и «герметичной», – поясняет эксперт. В офисе была выполнена очистка сетки, заполнение отверстий, уменьшение шума (сглаживание) и текстурирование до окончательного экспорта файлов. «Один день сбора данных в поле требует в среднем одного дня обработки, при этом размер объекта или уровень его детализации могут изменить эти сроки, – говорит Бенуа, в чьи функции также входило консультирование спонсоров по вопросам 3D-печати. – Мы не просто создаем архивы в цифровом виде, мы курируем весь процесс и помогаем нашим клиентам использовать все возможности 3D-принтера, например, печать в разных масштабах, или реверс-инжиниринг любой части статуи».

3D-сканер Go!SCAN в руках специалистов

Этот ручной 3D-сканер записывает трехмерные данные в цвете для представления геометрии и текстур во всем их богатстве, выдавая исключительно реалистичные результаты. Этот инструмент дает возможность геодезистам моделировать крупные объекты с точностью до 0,100 мм. Этот сканер обеспечивает получение визуальной информации со всей площадки и уверенность в том, что обработка завершена, что позволяет не перемещаться туда и обратно по площадке. Он отвечает потребностям в высокой точности и высоком разрешении, которые необходимы при работе с такими сложными и ответственными объектами, как Во-ле-Виконт.

cta

Статья опубликована 15.06.2018 , обновлена 17.01.2023

Об авторе

Семен Попадюк Главный редактор блога iQB Technologies, копирайтер и переводчик. Интересуется 3D-индустрией, новыми технологиями и всем, что с ними связано. В блоге знакомит профессионалов рынка с актуальной информацией о мире 3D – новостями, технологиями, продуктами, трендами, экспертными мнениями и историями внедрения. В свободное время изучает иностранные языки, путешествует, смотрит старое кино, любит играть в скрэббл и на гитаре.
Оставьте комментарий
Наверх