В Жуковском завершился Международный авиакосмический салон «МАКС», который проводится с интервалом в два года уже почти четверть века. Главное российское авиашоу в этом году установило рекорд по количеству посетителей – за шесть дней, с 18 по 23 июля, на мероприятии побывало свыше 450 тысяч человек. Что касается профессиональных экспонентов, в «МАКСЕ-2017» приняли участие около 700 российских и более 100 зарубежных компаний.
Для многих посетителей «МАКС» – это в первую очередь насыщенная и эффектная летная программа. Детально же ознакомиться с последними достижениями авиационной и космической промышленности можно было в павильонах авиасалона. Проекты самолетов и космических летательных аппаратов, вертолеты, авиационные и космические двигатели, системы связи, военная техника, инновационные материалы и технологии – все это впечатляющее многообразие было представлено на выставочных стендах общей площадью 20 тысяч кв. м.
Авиасалон в очередной раз доказал, что один из главных факторов достижения результатов в отрасли – внедрение инновационных решений в НИОКР и производство. Так, 3D-технологии медленно, но верно завоевывают авиакосмический рынок. На «МАКСе» демонстрировались изготовленные с помощью аддитивных технологий узлы и детали летательных аппаратов, беспилотники, экспериментальные образцы, которые в обозримом будущем могут стать коммерческими решениями. Подобные проекты помогают решать важные для отрасли задачи – снижение веса летательных аппаратов, создание геометрически сложных элементов, сокращение производственного цикла.
В работе авиасалона приняла участие немецкая компания SLM Solutions, один из мировых лидеров в области разработки и производства 3D-принтеров, работающих по технологии селективного лазерного плавления (SLM). Решения SLM Solutions используются во многих отраслях – аэрокосмической, энергетической, автомобильной, нефтегазовой, в машиностроении, судостроении и медицине. Специалисты iQB Technologies – официального дистрибутора SLM в России – проводили деловые встречи и консультации на стенде компании.
Своими впечатлениями о прошедшем авиасалоне делится руководитель проектов iQB Артем Згонников:
«”МАКС-2017” показал: с точки зрения 3D-технологий рынок более подготовленный, более зрелый, чем два года назад. Если в прошлый раз к нам подходили с вопросом «Что такое вообще аддитивные технологии?», то сейчас интересуются конкретикой: какие металлы можно использовать, есть ли лицензии, производят ли в России порошки для 3D-принтеров и т.п.
На многих российских авиационных и космических предприятиях действуют отделы, которые занимаются инновационным производством, а также центры быстрого прототипирования (ОКБ 'Сатурн', ОАК и др.). В корпорации «Оборонпром», в частности в «Ростехе», создаются центры технологических компетенций. 3D-технологии – одно из направлений их деятельности.
Среди профессионалов отрасли уже есть понимание, что в метрологии и реверс-инжиниринге сегодня не обойтись без 3D-сканеров. Эти устройства помогают повысить эффективность авиакосмического производства, на котором серийно изготавливают отливки. На основе CAD-чертежей создается эталонная модель, затем отлитые модели сканируют и определяют отклонения от эталона. Данные 3D-сканирования можно использовать в управляющей программе для станка с ЧПУ, чтобы обрабатывать отлитые модели до состояния, близкого к идеальному.
Растет интерес и к 3D-печати. Если необходимо создать какую-то большую литьевую деталь, предприятие сэкономит время и деньги, напечатав на 3D-принтере фотополимерную или полистирольную выжигаемую модель, – в России эта технология используется уже повсеместно. Как перспективу на будущее многие компании рассматривают 3D-печать металлом отдельных конструктивных элементов. В России еще нет массового серийного аддитивного производства компонентов для самолетов и космических аппаратов, но это вопрос времени».
Статья опубликована 26.07.2017 , обновлена 06.04.2021