«Печальный», «красивый», «остроумный», «каждый персонаж по-своему очарователен и оригинально выполнен»: и это не просто слова, которыми обычно описывают кукол в анимационном фильме, созданном в технике стоп-моушен. Не побоимся сказать: полнометражному мультфильму «Аномализа» еще не было равных. Благодаря полноцветной 3D-печати высокого разрешения на принтере 3D Systems ProJet CJP 660 создателям картины удалось отразить весь диапазон человеческих эмоций персонажей.
Студия Starburns Industries, продюсерская компания полного цикла, расположенная в Бербанке (Калифорния), использовала 3D-принтер для передачи тысяч различных выражений лица с правдоподобными деталями – морщинами, улыбками, нахмуренными бровями, складками озабоченности и мешками под глазами.
Эстетика и производительность: два в одном
В последние годы аддитивные технологии стали широко применяться в киноиндустрии для печати прототипов, реквизита и предметов, которые сложно создать традиционными способами. Однако «Аномализа» создает прецедент использования 3D-печати в индустрии развлечений – если говорить о столь большом объеме работ и реализме в передаче эмоций.
Режиссер Дьюк Джонсон, создавший фильм вместе с Чарли Кауфманом («Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума»), отметил роль 3D-печати в передаче внутренних ощущений персонажей и воспроизведении мельчайших нюансов.
Хотя принтер ProJet CJP 660 великолепно справился с эстетическими задачами, выбран он был прежде всего из-за своей производительности: эта установка 3D-печати отличается высокой скоростью, надежностью и возможностью воссоздать реалистичные цвета.
3D-принтер ProJet CJP 660 выводит полноцветные трехмерные изображения за один цикл без необходимости менять палитры. Область построения принтера (254 x 381 x 203 мм) позволила студии Starburns создать десятки лиц с различной мимикой за один цикл работы в течение нескольких часов.
«Цвет для нас – самый важный фактор, наравне со скоростью и производительностью машины, – говорит Брайан ЛаФата, руководитель производства Starburns Industries. – ProJet работал у нас практически без остановки в течение полутора лет, пока создавалась «Аномализа», печатая бесчисленное множество лиц».
Тысячи выражений лица
Starburns смоделировала и напечатала три базовых образца головы для «Аномализы»: по одному для каждого из ведущих героев, Майкла и Лизы, и еще одну – для персонажа, который называют «лицом мира»: его шаблон смоделирован на основе как минимум 20 лиц сотрудников студии. «Лицо мира» использовалось для всех персонажей, кроме Майкла и Лизы.
Лица персонажей разделены на верхнюю и нижнюю части. Студия Starburns смоделировала и напечатала тысячи выражений лица. Благодаря этому у мультипликаторов появилась возможность выбрать практически любую мимику для конкретной сцены.
«У нас были целые стеллажи лиц, чтобы в любое время выбрать нужное, – говорит ЛаФата. – Могло потребоваться множество моделей лица просто для того, чтобы подобрать подходящую улыбку».
Сохранить ощущение
Сохранение видимой границы между верхней и нижней частями лица без применения цифрового ретуширования было сознательным решением режиссеров «Аномализы».
Джеймс А. Фино, исполнительный продюсер и партнер Starburns, объясняет это решение в статье на сайте Американской гильдии продюсеров: «В последних анимационных фильмах такие линии обычно подретушированы, однако в «Аномализе» мы применили другой подход. «Швы» на лицах персонажей не столько отвлекают, сколько мягко, но настойчиво подчеркивают невероятное художественное мастерство, продемонстрированное в мультфильме».
В статье Мекадо Мерфи в «Нью-Йорк Таймс» сорежиссер Кауфмана объяснил это следующим образом: «Мы не хотели скрывать, что фильм снят в технике покадровой съемки (стоп-моушен). Мы хотели, чтобы у зрителя было ощущение невидимого присутствия мультипликаторов».
Starburns также выполнила минимальную постобработку лиц персонажей, чтобы сохранить ощущение, будто они только что напечатаны на 3D-принтере ProJet 660. И снова это был сознательный выбор режиссеров.
«Мы использовали ее (3D-печать) для очень конкретной задачи – придания лицам желанной реалистичности, а добиться нужных фактур и оттенков путем раскрашивания от руки было невозможно, – говорит Каролайн Кастелик, кукольный мастер Starburns, в интервью изданию «ИндиУайр». – И, собственно, поэтому у лиц очень красивая фактура... Я ее нахожу эстетически идеальной. Кроме того, нам это сэкономило много времени».
Местная поддержка
Создание тысяч лиц, десятков моделей тела и реалистичных декораций для мультфильмов вроде «Аномализы» требует командной работы; в ней были задействованы не только около 200 сотрудников студии, но и сторонние партнеры.
ЛаФата выражает признательность партнеру 3D Systems – компании 3D Rapid Prototyping, расположенной по соседству в Garden Grove (Калифорния), за выполнение регулярных поставок материалов для нужд студии Starburns и даже за печать моделей лиц при необходимости.
«Мы делали по многу лиц, зачастую круглосуточно и без выходных, и Билли Крейг (президент и финансовый директор 3D Rapid Prototyping) со своей командой всегда нас выручали», – добавляет он.
Большое будущее 3D-печати
Хотя закулисные истории использования технологий в кино бывают весьма увлекательными, мерило успеха – это то, как фильм примет публика. В случае с «Аномализой» 3D-печать не просто спецэффект или изюминка; она является неотъемлемой частью игры персонажей.
Такой подход, кажется, всем пришелся по душе: не считая номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус», «Аномализа» стал первым анимационным фильмом, получившим особый приз жюри 72 Венецианского кинофестиваля. В своем 5-звездочном обзоре в журнале «Rolling Stone» Питер Треверс называет «Аномализу» «шедевром кукольной анимации».
Брайан ЛаФата не считает «Аномализу» единичным явлением. «Масштаб и скорость, с которыми можно производить полноцветные модели на 3D-принтере типа ProJet CJP 660, – несомненно, значительное преимущество», – говорит он. – Я думаю, что применительно к кинопроизводству в технике стоп-моушен у технологии 3D-печати большое будущее».
Перевод с английского
Вам необходимо напечатать макет, сувенир или прототип по технологии полноцветной 3D-печати? Обращайтесь к нам! Отправьте онлайн-заявку или звоните: +7 (495) 223-02-06.
Статья опубликована 11.10.2017 , обновлена 04.07.2022