Выставка «Металлообработка»: пульс отрасли | Чем заменят Siemens? Примеры российских ноу-хау | Импортозамещение в 3D: реверс-инжиниринг в действии
Преодоление кризиса из-за санкций меняет ландшафт промышленности и ставит новые стратегические задачи, главная из которых – импортозамещение. Сегодня это основной вызов для российской экономики. «Об этом мало кто говорит, но из 3,6% роста ВВП в 2023 году примерно треть была обеспечена импортозамещением», – отметил в ходе Московского экономического форума директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Машино- и станкостроение находятся в первом ряду отраслей, где амбициозные задачи замещения импорта и достижения технологического суверенитета являются первоочередными. Согласно данным, которые приводит Центр локализации технологий (2023), наблюдается износ 63-65% основных фондов, и в замене нуждается прежде всего технологическое оборудование.
Проверьте возможности применения 3D-печати и 3D-сканирования в вашей компании:
Большая часть машиностроительных предприятий России используют иностранные комплектующие и запчасти. Всё более растущую долю заказов выполняют поставщики из Китая, постепенно замещающие европейских. Впрочем, поставки все еще идут по параллельному импорту из стран Европы (Германия, Италия и др.) и Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань).
Импортозависимость в отечественной промышленности на сентябрь 2023 г. составила примерно 62%, как заявили в Национальном союзе поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки. Оборудование для металлообработки российских производителей пока не в состоянии составить полноценную конкуренцию иностранным аналогам, и о полной локализации импортных станков говорить рано.
Выставка «Металлообработка»: пульс отрасли
Международная специализированная выставка «Металлообработка» – единственное мероприятие, которое ежегодно демонстрирует весь масштаб достижений в отрасли, это касается и решений по импортозамещению. Экспозиции большинства участников выставки, которая пройдет 20-24 мая 2024 года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве, будут так или иначе посвящены этой теме.
«Металлообработка» – крупнейший в России выставочный проект в сфере станкостроения и металлообработки, представляющий передовые разработки отечественных и зарубежных производителей и поставщиков оборудования и услуг.
В этом году на одной площадке будут присутствовать более 1000 крупнейших компаний России, стран СНГ, Ближнего и Дальнего Востока, а лучшие специалисты отрасли примут участие в насыщенной деловой программе.
Также читайте «Металлообработка‑2024»: новые рекорды?
Чем заменят Siemens? Примеры российских ноу-хау
Каковы успехи отечественных предприятий машиностроения, поставивших задачу восполнить отсутствие импортных комплектующих или оборудования? Вот лишь несколько недавних примеров.
Группа компаний «Лазеры и аппаратура» производит системы прецизионной резки и пятикоординатной обработки, машины для микрообработки, 3D-печати металлом, высокоточной резки. В рамках замещения зарубежных систем и комплектующих, как пишет «Вечерняя Москва», в серийное производство была запущена собственная разработка – модификация оборудования для промышленной 3D-печати с системой машинного зрения.
Есть прогресс в замещении импортных агрегатов в тяжелом машиностроении. На предприятии «Уральские локомотивы» изготовлен и передан в эксплуатацию первый образец электровоза 3ЭС8 «Малахит», в котором вместо узлов Siemens используется российский асинхронный привод с тяговыми двигателями АТД1000. Опытный образец прошел сертификацию и будет эксплуатироваться ОАО «РЖД» на Октябрьской железной дороге.
Уникальный пример показывает Чебоксарский завод силовых агрегатов, представивший вилочные погрузчики под брендом «СИЛАНТ» («Сила наших технологий»). Поставлена цель сократить использование зарубежных деталей – от элементов отделки до двигателей – за счет собственного производства. Через несколько лет машины грузоподъемностью 1,5-5 тонн будут работать полностью на отечественных комплектующих, а объем производства составит более тысячи погрузчиков в год.
В Кировской области к 2025 году планируется создать промышленный кластер машиностроения – об этом в конце прошлого года сообщила пресс-служба регионального правительства. Базой кластера станет группа компаний завода электромагнитов «ДимАл», где будут осуществляться проекты импортозамещения. К ним относится, к примеру, производство взрывозащищенных электродвигателей на 15-110 кВт и систем управления грузоподъемными электромагнитами до 60 и 25 кВт.
Импортозамещение в 3D: реверс-инжиниринг в действии
Самый быстрый и эффективный способ воссоздавать детали, узлы и запчасти, поставки которых в Россию либо прекращены, либо проблематичны, обеспечивают 3D‑технологии.
Подводя итоги выставки «Металлообработка-2023», директор по стратегическому планированию iQB Technologies Андрей Трофимов отметил: «Поставлена задача в рамках импортозамещения освоить производство узлов и деталей, которые теперь в страну не поставляются. Сделать их на существующей технологической базе крайне проблематично. В этом случае технология обратного инжиниринга, включающая этапы 3D‑сканирования, моделирования и подготовки модели к производству, в зависимости от технологической базы предприятия, становится выходом из создавшейся ситуации».
Компания iQB Technologies и центр быстрого прототипирования TWIZE – постоянные участники выставки – ежегодно представляют на своем стенде комплексные 3D-решения для промышленности, науки и бизнеса. Одно из них – портативный лазерный 3D-сканер плюс специализированное ПО для обратного проектирования с целью быстрого воссоздания деталей и запчастей при отсутствии CAD-модели или чертежа.
Рекомендуем статью Обратное проектирование в машиностроении: 4 условия успешного внедрения
Как мы убедились, интерес специалистов отрасли к импортозамещению с помощью реверс-инжиниринга огромен. «Спрос на подобного рода задачи за прошедший год вырос многократно», – подтверждает Андрей Трофимов.
До выставки «Металлообработка-2024» остается всего месяц. На стенде iQB Technologies и TWIZE вы сможете ознакомиться с актуальными 3D-решениями для производства комплектующих и оснастки, восстановления поврежденных деталей, оптимизации технологических и производственных процессов металлообрабатывающей и станкостроительной отраслей. Следите за новостями!
Блог iQB Technologies – информационный партнер 24‑й международной специализированной выставки «Металлообработка‑2024» по направлению аддитивных технологий. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы будем транслировать в режиме онлайн самые интересные события выставки.
Фото в заставке: электровоз «Малахит» компании «Уральские локомотивы» © sinaratm.ru
Статья опубликована 19.04.2024 , обновлена 24.05.2024