site logo 3D–решения
для промышленности и бизнеса
Блог 3D–экспертов
+7 (495) 223-02-06 info@iqb.ru

Мы в социальных сетях:

Виталий Азаров: «Рано или поздно у каждого ювелира будет 3D-принтер»

detail_img

Знакомьтесь: известный российский дизайнер-ювелир, создатель собственного бренда, автор ярких коллекций Виталий Азаров.

Нам было очень интересно узнать мнение мастера и бизнес-профессионала о современных технологиях и тенденциях в ювелирном производстве России.

Эксперты iQB Technologies поговорили с дизайнером о задачах, практическом применении и перспективах 3D-печати и 3D-сканирования в отрасли.

– Прежде всего хотелось бы узнать, чем сегодня живет ювелирное дело, как профессионалы отрасли чувствуют себя в условиях кризиса?

– Дела обстоят неплохо – происходит переориентация ювелирных производств на более низкие ценовые категории. Массовый сегмент сейчас ожил и обеспечивает хорошие продажи. Несмотря на кризис, люди все равно хотят себя баловать. Многие наши постоянные клиенты, которые раньше могли приобрести дорогие изделия, продолжают приходить к нам, хотя и тратят более скромные суммы.

Ювелир Виталий Азаров

– Что является поводом для покупки ювелирного украшения? Устоявшееся потребительское поведение с точки зрения моды и трендов?

– Здесь надо понимать, на какую целевую аудиторию мы ориентируемся. Покупки бывают эмоциональные и осознанные – кто-то делает индивидуальный заказ, а кто-то идет в сетевой магазин. Обручальные кольца покупают осознанно, и это совершенно отдельный сегмент. Люди, у которых есть обручальные кольца, могут вообще не носить других украшений.

Мы же покупаем определенную одежду, которая нам нравится, – то же самое и в ювелирной индустрии, это такие же имиджевые товары. Ювелиры внимательно отслеживают все тренды. Допустим, выходит на экран фильм с Вином Дизелем, где он носит серебряную подвеску, и это сразу же влияет на потребительский спрос на подвески – он резко возрастает.

– Как сейчас обстоят дела с внедрением 3D-печати в ювелирной промышленности?

– Как я уже сказал, ювелиры изучают современные тенденции в отрасли, все время ищут что-то новое. Это касается не только моды, дизайна, но и технологических инноваций в производственном процессе. Интерес к внедрению новых технологий среди ювелиров был и есть всегда. Что касается аддитивных методов, все априори рассматривают вопрос их применения. Не только крупные производители, но и индивидуальные ювелиры – ведь сейчас весь технологический процесс можно сделать самостоятельным, независимо от объемов производства. Но на каждом предприятии есть исторически сложившийся алгоритм, и с каждым надо вести отдельный разговор.

Возьмем какую-нибудь другую сферу промышленности – например, автомобилестроение. Это большая производственная машина, она предполагает создание завода, изготовление на конвейере, подбор рабочих мест. Ювелирное дело в этом плане выгодно отличается: человек, сидя дома, может фактически делать все от и до на своем рабочем месте. Да, каждый год что-то меняется, технологическая оснастка становится другой, но наиболее важная единица остается неизменной – это сам ювелир. Один человек может начать бизнес как индивидуальный предприниматель и со временем дорасти до очень большого производства – если ему это нужно, если он в творческом плане ничего не теряет.

Все идет от задачи воспроизвести свою творческую идею. В прошлом это была задача сделать достойную оправу к камню, и только где-то в середине XIX века ювелирное дело стало искусством, способом самовыражения – как архитектура, как любой другой вид творчества.

Ювелирная застежка
Застежка '7 Deadly Sins' / Vitaly Azarov Design

– В своем производстве вы используете 3D-принтер?

– Я сейчас пока что изучаю принтеры с достаточно хорошим разрешением, которые можно поставить в студии. Это, как правило, машины в ценовом диапазоне от 5 до 10 тысяч долларов. В этом сегменте конкуренция достаточно большая, а это значит, что рано или поздно у каждого ювелира будет стоять 3D-принтер.

– Какие преимущества и недостатки у 3D-печати по сравнению с традиционными технологиями?

– Большинство ювелиров, которые хотят получить очень хороший результат, все равно обращаются к фрезеровке. Это с одной стороны. Но у любого изделия, изготовленного на фрезерном станке, есть тени. Фреза идет под углом минимум 3 градуса, а на 3D-принтере можно вырастить, к примеру, яйцо, которое сразу будет полым. В этом смысле явный перевес на стороне аддитивного производства.

– К тому же, 3D-принтер намного производительнее фрезерного станка.

– Конечно, даже вопросов нет. Большим заводам, которые выпускают 200-300 новинок в месяц, проще напечатать на одной платформе 30 штук, доработать их и сделать мастер-модели.

Когда 3D-принтер будет еще дешевле стоить, 3D-печать вообще станет массовой, и не только в ювелирном производстве

– При литье по выплавляемым моделям используется воск, в случае с выжиганием – фотополимер. Давайте поговорим о специфике этих материалов применительно к аддитивным технологиям.

– Есть три типа воска: восковая модель, выращиваемая в 3D-принтере; восковой инжектор, добавляемый в резинку; и самый лучший – модельный воск, с которым работают руками. Но есть технологические нюансы. Допустим, мастер любит работать с металлом, а не с воском. Он создает металлическую мастер-модель и может затем довести ее до ума, какую-то фактуру внести… С другой стороны, если можно создать на компьютере уже готовую модель со всеми фактурами и так далее, зачем ее делать вручную? Но это разные рынки. Если мы говорим об Америке и Японии, там до сих пор сознательно используют ручное моделирование по воску.

– Вы только с восковыми моделями работаете или с выжигаемыми тоже?

– С выжигаемыми я попробовал один раз. С задачами, которые передо мной стояли, я, в принципе, справился. Это удобно, безусловно.

– Выгодно ли ювелирам печатать модели из фотополимера и задействовать их сразу в качестве мастер-моделей?

– Да, сейчас многие так и делают. При всех прочих равных полимер, конечно, интереснее. Для каких-то целей годятся светоотверждаемые полимеры, но с воском их пока рановато сравнивать по разрешению. Можно их использовать как болванку с дальнейшей доработкой изделий вручную, чтобы они были действительно ювелирными. И самый важный момент – это прочность материала: фотополимерные модели можно транспортировать куда угодно, с ними ничего не будет.

– Кроме того, мы избавляемся от процесса изготовления мастер-модели путем литья. Традиционный способ: печатаем воском, крепим на елочку, запекаем, заливаем серебром, дорабатываем мастер-модель, потом помещаем ее в резинку… А при 3D-печати мы практически половину технологического процесса сокращаем.

– В принципе, да, но могут быть определенные технологические нюансы. В каком-то случае восковка лучше, но чаще всего – фотополимер. Его «резинят», и потери качества минимизируются.

– Как понять ювелирному предприятию, какие именно аддитивные технологии для него подходят?

– Всех интересует, какие есть варианты в плане увеличения производительности. И главное, что я слышу от всех, – надежность машин. Если 3D-принтер сломался, производство останавливается. Нужен сервис с длительной гарантией, возможность аренды оборудования или печати в RP-центре.

Кольцо
Кольцо 'King's Power' / Vitaly Azarov Design

– С 3D-принтерами все ясно. А насколько важна роль 3D-сканера в ювелирном производстве?

– Скажем так, профессионал может повторить изделие и без 3D-сканера. Допустим, мне понравилась форма какого-то украшения, но не понравилось содержание. Я могу его отсканировать, потом поменять какой-то элемент… Сегодня, чтобы запустить продукт в массовое производство, проще и дешевле самому купить украшение, разобрать, «зарезинить». Но если оно сложное, очень ажурное, с тонкостью линий 0,5 мм (а толщина проливки составляет не более 0,3 мм) – его лучше отсканировать.

Если же мы будем говорить не о копировании, а о создании собственных оригинальных решений – как 3D-сканер может помочь независимым творческим людям? Ювелир берет к примеру, мотоциклетный двигатель, сканирует его, немного работает с CAD-моделью – и можно уже использовать такой элемент в какой-нибудь подвеске.

И конечно, 3D-сканирование – однозначно отличное решение для ремонта. Принесли одну серьгу – другая потерялась. В этом случае сканер просто бесценен, тем более если речь идет об антиквариате.

– Есть совершенно разные мнения насчет востребованности 3D-технологий. Как вы считаете, каковы перспективы их внедрения в индустрии?

– Противники есть всегда и у всего. Кто-то любит горные лыжи, кто-то сноуборд. То же самое с фрезером и 3D-принтером – две технологии борются до сих пор. И всегда главный приоритет – соотношение цены и качества. Мне говорят партнеры: «Я уже готов купить 3D-принтер, но не дороже 5000 долларов». Любой фрезерный станок, даже четырехкоординатный, где-то так и стоит. А к нему еще и оператор нужен, а это не каждый может себе позволить. Когда 3D-принтер будет еще дешевле стоить, 3D-печать вообще станет массовой, и не только в ювелирном производстве. Это направление – одно из самых перспективных.

cta

Статья опубликована 17.07.2018 , обновлена 23.04.2021

Об авторе

Семен Попадюк Главный редактор блога iQB Technologies, копирайтер и переводчик. Интересуется 3D-индустрией, новыми технологиями и всем, что с ними связано. В блоге знакомит профессионалов рынка с актуальной информацией о мире 3D – новостями, технологиями, продуктами, трендами, экспертными мнениями и историями внедрения. В свободное время изучает иностранные языки, путешествует, смотрит старое кино, любит играть в скрэббл и на гитаре.
Оставьте комментарий
Наверх