Инновационная лаборатория в школе, колледже, вузе | 3D‑принтеры в учебном процессе | Обзор аддитивных технологий для образования | Программное обеспечение для аддитивного производства | 3D‑сканер + ПО: готовые решения для будущих инженеров и метрологов | Получите консультацию эксперта
Очертания Индустрии 4.0 вырисовываются все более четко. В мире уже внедряются новые бизнес‑модели, на основе которых будут работать «фабрики будущего» – предприятия, способные обеспечить принципиально новый уровень производительности и конкурентоспособности. Такой мощный толчок станет возможным благодаря цифровым технологиям, способным обрабатывать огромные массивы данных и комплексно управлять производством, – от проектирования и изготовления до логистики и технической поддержки продукта.
Уже сейчас меняются требования к техническим профессиям, связанным с промышленным производством, переосмысляются задачи специалистов, которым предстоит работать на «умных» заводах или проводить научные исследования. Поэтому перед школой и вузами стоит ответственная задача – дать будущим инженерам, технологам, конструкторам, проектировщикам достаточно глубокие знания и практические навыки в области новейших технологий, чтобы они вступили в цифровой мир во всеоружии.
Инновационная лаборатория в школе, колледже, вузе
Поддержка инженерного образования – одна из приоритетных стратегических задач развития России. В 2015 году был утвержден первый образовательный стандарт подготовки техников‑технологов по направлению 15.02.09 – «Аддитивные технологии», а сегодня действует целый ряд вузовских программ подготовки специалистов по аддитивным и смежным инновационным технологиям (40.159 и др.).
В 2015 г. Департамент образования города Москвы запустил проект «Инженерный класс в московской школе» – новую модель дополнительной подготовки по техническим специальностям. В московских школах, где созданы инженерные классы, действуют лаборатории физики и робототехники, мастерские 3D‑моделирования и прототипирования. Партнерами проекта выступают ведущие федеральные вузы, такие как МАИ и МВТУ имени Н.Э. Баумана, предоставляющие школам свою лабораторную базу.
Компания iQB Technologies предлагает готовые решения в области 3D‑технологий, которые ориентированы на образовательные учреждения – школы, лаборатории, кружки, центры технического творчества, университеты, – и помогут адаптировать учебный процесс к постоянно растущим требованиям к уровню профессиональной подготовки. Расскажем подробнее об этих инновационных продуктах – 3D‑принтерах, 3D‑сканерах и программном обеспечении.
Задумываетесь о внедрении 3D‑технологий в вузе или лаборатории? Ознакомьтесь с готовыми 3D‑решениями, статьями, историями внедрения, видео и другими полезными материалами на специальной странице. Эксперты iQB Technologies подготовят любой комплект под ваши запросы.
3D‑принтеры в учебном процессе
Современным школьникам и студентам уже неинтересны FDM‑принтеры начального уровня, да и возможности этих устройств весьма ограниченны. На рынке сегодня представлен большой выбор профессиональных аддитивных установок, которые отличаются доступностью, простотой в эксплуатации, низкой себестоимостью и отлично подойдут для обучения. С их помощью учащиеся смогут создавать реалистичные макеты, модели объектов и прототипы изделий, овладевая навыками по перспективной специальности «Аддитивные технологии».
Не только профессиональные, но и промышленные 3D‑принтеры могут оказаться полезными в сфере образования и науки. Они активно используются в научной отрасли для обучения студентов и выполнения коммерческих заказов, в аддитивных лабораториях крупных вузов и исследовательских центров. Отличные примеры внедрения 3D‑технологий показывают, в частности, МВТУ, МИСиС, Самарский университет, Санкт‑Петербургский государственный морской технический университет, Политехнические университеты Москвы, Перми, Томска.
Также читайте материал Московский Политех: опыт внедрения 3D‑технологий в учебный процесс
Все эти имеющие широкий функционал 3D‑принтеры найдут свое место в школьных лабораториях (для занятий по химии, биологии, истории, географии и другим предметам), инженерных классах, технических, медицинских и ювелирных колледжах, вузах со специализацией в области машиностроения, авиации, нефтегазовой промышленности, энергетики и других отраслей. Доступны решения на базе различных технологий печати с использованием высокотехнологичных материалов: термопластов, фотополимеров, воска, металлов. Далее мы рассмотрим возможности популярных методов 3D‑печати и предложим конкретное оборудование.
Обзор аддитивных технологий для образования
FDM: экономичное создание деталей из пластиков
Cамая распространенная и бюджетная аддитивная технология, основанная на послойном наплавлении пластиковой нити. Повысить производительность и сократить расход материала позволяет печать гранулами полимеров (FGF).
Что можно печатать: прототипы и готовые изделия (в т. ч. механические детали), выжигаемые мастер‑модели, макеты.
Преимущества
-
Недорогие 3D‑принтеры и расходные материалы.
-
Возможность печати материалами с разнообразными свойствами, включая композиты и высокотемпературные инженерные пластики.
-
Простота эксплуатации машин.
Оборудование
-
Профессиональные FDM‑принтеры PICASO 3D | Wiiboox | Imprinta Hercules G6/G6 DUO
-
Промышленные FDM/FGF‑принтеры IEMAI 3D | Промышленный FGF‑принтер Piocreat G5Ultra
SLA: высокоточные прототипы и изделия из фотополимеров
Лазерная стереолитография – первая в мире коммерческая технология 3D‑печати – основана на послойном отверждении жидкого фотополимера под действием луча лазера.
Что можно печатать: прототипы и функциональные изделия (корпуса устройств, автокомпоненты, зажимные приспособления и крепления и пр.), сувениры, макеты, выжигаемые мастер‑модели.
Преимущества
-
Идеально гладкая поверхность напечатанных моделей.
-
Высокая прочность.
-
Широкий выбор, многообразие механических характеристик и невысокая стоимость фотополимеров.
-
Возможность печатать крупные изделия.
-
Минимальная постобработка.
Оборудование
- Промышленные SLA‑принтеры ProtoFab
DLP/LCD: настольная фотополимерная печать
Два других метода стереолитографической 3D‑печати с использованием фотополимерной смолы, наряду с SLA. В отличие от лазера, используемого в SLA‑принтере, засветка происходит с помощью цифрового светодиодного проектора (DLP) или светодиодной ультрафиолетовой матрицы через маску ЖК‑экрана (LCD). Такие принтеры обычно компактны и имеют настольное исполнение.
Что можно печатать: прототипы, функциональные изделия, выжигаемые мастер‑модели в ювелирном деле, стоматологии, машиностроении и др.
Преимущества
-
Высокие точность и разрешение печати.
-
Увеличенная скорость построения за счет одновременной засветки слоя целиком.
-
Низкая стоимость принтеров (по сравнению с SLA).
-
Широкий диапазон механических свойств расходных материалов.
Оборудование
SLS: долговечные модели с отличными свойствами
Выборочное спекание пластиковых порошков (полиамиды, полистирол) с разными компонентами лазерным лучом.
Что можно напечатать: прототипы, функциональные изделия, модели для точного литья по выплавляемым/выжигаемым моделям
Преимущества
-
Превосходные механические характеристики напечатанных изделий (от гибких до жестких).
-
Высокая скорость печати.
-
При построении моделей не используются поддержки.
-
Широкий выбор материалов.
Оборудование
- Промышленный SLS‑принтер Kings 3D P440 SLS
MJP: быстрое создание литейных моделей
Технология многоструйной печати восковыми или фотополимерными материалами.
Что можно печатать: выплавляемые/выжигаемые модели для литья ювелирных и стоматологических изделий, а также сложных промышленных изделий с мелкой детализацией.
Преимущества
-
Высокие точность и качество готовых изделий.
-
Максимальная степень детализации.
-
Экономия до 90% времени по сравнению с традиционными способами.
-
Простота эксплуатации принтеров.
Оборудование
- Профессиональные восковые MJP‑принтеры FlashForge WaxJet 400 и WaxJet 510
SLM: исследование свойств металлов и печать уникальных деталей
Последовательное расплавление порошкового материала посредством мощного лазерного излучения.
Что можно печатать: прототипы, конечные изделия, формообразующие элементы пресс‑форм в НИОКР, опытном и экспериментальном производстве, создании кастомизированных продуктов (например, имплантатов).
Преимущества
-
Создание сложнейших деталей, получение которых недоступно традиционными способами.
-
Прямая печать цельнометаллического изделия, с сокращением числа элементов в сборке.
-
Уменьшение массы изделий.
-
Высокая точность и повторяемость.
-
Широкий выбор металлических порошков.
-
Сокращение циклов производства и ускорение выхода готовой продукции.
Оборудование
Программное обеспечение для аддитивного производства
Для подготовки моделей к 3D‑печати требуется специализированное программное обеспечение. Это может быть как слайсер (программа для нарезки 3D‑модели на слои) с минимальным набором необходимых функций, так и универсальное профессиональное ПО, решающее весь комплекс задач подготовки аддитивного производства. Такие программные продукты позволяют:
- исправлять ошибки в 3D‑моделях;
-
оптимизировать модели для печати;
-
оптимизировать расположение моделей на платформе;
-
создавать и редактировать поддерживающие структуры;
-
симулировать процесс печати.
В условиях санкций достойным аналогом ПО производителей, ушедших с российского рынка (таких, как Materialise или Autodesk), станут продукты VoxelDance – доступные решения для подготовки моделей к 3D‑печати и исправления ошибок в 3D‑моделях по выгодной цене. Для образовательных учреждений доступны специальные условия приобретения лицензий VoxelDance.
Программное обеспечение
VoxelDance Additive – многофункциональное ПО для подготовки моделей к 3D‑печати
VoxelDance Tango – персональное решение для DLP/LCD‑принтеров
Рекомендуем статью 10 требований к молодым специалистам по аддитивным технологиям
3D‑сканер + ПО: готовые решения для будущих инженеров и метрологов
3D‑сканирование – наиболее передовой способ перевода физического объекта в цифровой формат, который помогает существенно оптимизировать производственный процесс. Современные 3D‑сканеры способны оцифровывать самые разные объекты – от миниатюрных деталей до зданий и ландшафтов. На основе данных сканирования в специализированном программном обеспечении создается 3D‑модель физического объекта для ее последующего использования в системах CAD/CAM/CAE.
Какие задачи решают 3D‑сканеры
-
Реверс-инжиниринг (обратное проектирование) изделий для оперативного получения проектной документации, воссоздания или оптимизации изделий.
-
Контроль качества: возможность проверки любых геометрических параметров.
-
Цифровое архивирование: модели, сохраненные в цифровых библиотеках, доступны удаленно из любой точки земного шара.
Существует широкий выбор 3D‑сканеров разных типов, которые найдут применение в учебном и исследовательском процессе. В зависимости от ваших требований, мы подберем оптимальное устройство. Это могут быть доступные варианты для несложных измерений (настольный RangeVision Neopoint, портативный ZGScan 717), а если в образовательном или научном учреждении выполняются серьезные проекты, требующие повышенной точности и скорости, можно обратить внимание на сканеры метрологического класса, например, ручные лазерные AtlaScan и CereScan от ZG Technology или стационарный оптический RangeVision PRO II.
В результате 3D‑сканирования мы получаем облако точек или полигональную модель, которая проходит финализацию во встроенном ПО сканера. Но для дальнейшего CAD‑моделирования требуется специализированный программный продукт. Примеры таких комплексных платформ:
-
Geomagic Design X и PointShape Design для обратного проектирования;
-
Geomagic Control X и PointShape Inspector для контроля качества.
Как 3D‑сканеры, так и программное обеспечение достаточно легки в освоении. Они помогут обучить будущих технических специалистов современным технологиям измерений и 3D‑моделирования, чтобы в дальнейшем эффективно решать задачи разработки/модернизации продукта и метрологического контроля на производстве.
3D‑технологии могут применяться комплексно, еще больше повышая скорость и эффективность решения задач. К примеру, если требуется воссоздать некую деталь при отсутствии чертежей и CAD‑модели, мы сканируем ее, дорабатываем в ПО для реверс-инжиниринга и печатаем на 3D‑принтере. Все это выполняется силами одного-двух человек за пару дней. Студенты, освоившие такой комплекс оборудования и ПО, получат полноценный опыт цифрового производства.
3D‑решения для образования, представленные в статье, уже сейчас помогут учащимся получить необходимую практику для применения в дальнейшей деятельности. Школьники и студенты смогут ознакомиться с возможностями 3D‑технологий, современным оборудованием и ПО, что поможет им стать высококвалифицированными специалистами и эффективно применять эти знания в профильных НИИ, конструкторских бюро или на производстве.
Свяжитесь с нашими экспертами, чтобы получить консультации и более подробную информацию о предлагаемых продуктах и применении 3D‑технологий в образовании.
Статья опубликована 22.08.2024 , обновлена 09.10.2024